10.02.2021
Методические рекомендации
по окончанию реализации проекта 2018 год
Используемые методики по каждой группе:
В группе 1 и группе 2 (взрослые)
были применены сочетание
последовательного и параллельного методов обучения основным спортивным способам
плавания, которые расширяют диапазон двигательных умений, координационных
способностей и ускоряют процесс освоения техники плавания, а также были применены: работа по
индивидуальным планам, постепенное увеличение объема и интенсивности
тренировочных нагрузок, групповые и индивидуальные тренировочные и
теоретические занятия.
В группе 3 (дети) были
использованы следующие методики: постепенное увеличение объема и
интенсивности тренировочных нагрузок, групповые и индивидуальные тренировочные
и теоретические занятия.
Для коррекции двигательных ошибок наиболее эффективными оказались
методические приемы на суше: имитационные упражнения перед зеркалом, подготовительные и
подводящие упражнения, развитие мышечной силы, подвижности в суставах, были использованы
двигательные ориентиры и образы, объяснение, оценка, индивидуальное исправление
двигательных ошибок, были специально подобранны игры на воде, в
процессе обучения больше внимания уделялось наглядному методу. Была установлена типовая последовательность
обучения элементам техники спортивных способов
плавания. Обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс начиналась с
разучивания движений руками и дыхания.
Так
же был применен игровой метод для создания положительного эмоционального фона
занятий и поддерживающие средства,
увеличивающих площадь опоры (круг, лопатка).
Характеристика
группы в целом, что было в начале и что стало.
В группе
1 и группе 2 (взрослые):
анализ проведенного тестирования физического развития и двигательных умений и
навыков в экспериментальных группах для лиц с
ограниченными возможностями в МБОУ ДО «ДЮСШ» показал следующее:
при входном
мониторинге в сентябре месяце были показаны следующие результаты у взрослых по видам:
Поднимание
туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) (за 1 мин) = 220 (раз)
Наклон вперед из
положения сидя с прямыми ногами= -32(раза)
Плавание без учета
времени (м)= 229 (м)
В декабре месяце, по сравнению с
сентябрем, мы видим следующее:
Поднимание
туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) (за 1 мин) = с 220 (раз)
увеличилось до 241 (раз)
Наклон вперед из
положения сидя с прямыми ногами = с -32
(см) уменьшилось до – 12 (см)
Плавание без учета
времени (м)= с 229 (м) увеличилось до
286 (м)
В группе 3 (дети):
анализ проведенного тестирования физического развития и двигательных умений и
навыков в экспериментальных группах для лиц с ограниченными возможностями в
МБОУ ДО «ДЮСШ» показал следующее:
При входном
мониторинге в сентябре месяце у
детей были показаны следующие
результаты по видам:
Сгибание и разгибание рук в упоре
на полу (кол-во раз)= 63 (раз)
Наклон вперед из положения сидя с
прямыми ногами= -8 (см)
Плавание без учета времени (м)=
100 (м)
В
декабре месяце мы видим следующее:
Сгибание и разгибание рук в упоре
на полу (кол-во раз)= с 63 (раз) увеличилось до 87 (раз)
Наклон вперед из положения сидя с
прямыми ногами = с - 8 (см) до 0 (см)
Плавание без учета времени (м)=
со 100 (м) увеличилось до 158 (м)
Наблюдается динамика в сторону увеличения гибкости,
выносливости, силы и у взрослых, и у детей, это можно увидеть по результатам
тестов.
В группах 1 и 2 (взрослые) обладали всеми
необходимыми навыками для занятий плаванием, но в силу своих возрастных
изменений плавательную
нагрузку дозировали по длительности и интенсивности, прежде всего по изменениям
ЧСС. При этом следовало учитывать, что с возрастом ЧСС при выполнении работы
максимальной мощности снижается и уменьшается способность вырабатывать
достаточно высокую частоту импульсов. Частота сердечных сокращений при
максимальной нагрузке в зависимости от возраста будет: в 40 лет - 182 в 1 мин,
в 45 - 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 160, в 65 - 153, в 71 - 80 лет - 145
в 1 мин.
Для пожилых людей оздоровительный эффект занятий плаванием
проявляется выраженным улучшением самочувствиям, нормализацией сна,
значительным повышением работоспособности, плавание создает мышечный корсет,
закрепляющий позвоночный столб в естественном положении или близком к нему.
Тренировка при больших величинах ЧСС оказалась
малоэффективной, так как быстро приводила к утомлению и не была достаточно
длительной, чтобы в полной мере способствовать развитию функциональных
способностей сердца. Для лиц старших возраста, страдающих нарушениями
деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировочные занятия при высоких
показателях ЧСС могли привести к различным предпатологическим и патологическим
состояниям.
В группе 3 (дети) в начале занятий оказалось, что большинство
детей уже имели навыки плавания и бала проведена работа по обучению стилям
плавания, применены различные методики, что привело к хорошим показателям.
Приобретенные
навыки или отработанные, возникшие сложности.
Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы
сердечно-сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят в
антигравитационных условиях при отсутствии статического напряжения –
уменьшается периферическое сопротивление стенок сосудов, нормализуется сердечный
ритм, снижается артериальное давление, данное мы можем увидеть из
представленного медицинского заключения.
При плавании повышается эластичность ткани легких,
“тренируются ” бронхи и альвеолы, увеличиваются показатели ЖЕЛ, абсолютная и
относительная величина показателя МПК, увеличивается подвижность грудной
клетки. Обучение правильному дыханию (длительный выдох в воду) во время
выполнения упражнений обеспечивает хорошую физическую работоспособность, а также
снижает артериальное давление.
Во время плавания человек находится в состоянии
гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат,
снижая давление на него веса тела; создает условия для коррегирования нарушений
осанки.
Плавание оказывает уравновешивающее действие на нервную
систему – снижает возбудимость и раздражительность.
Обучение в
глубоком и мелком бассейне выявило следующие особенности: в мелком бассейне
быстрее решаются задачи по обучению погружению, дыханию, скольжению на груди; в
глубоком — по обучению всплыванию и технике скольжения на спине. При обучении
спортивным способам плавания в глубоком и мелком бассейнах различий в сроках усвоения учебного материала не прослеживается.
Целенаправленное
и рациональное построение обучения различным способам плавания, сопряженное с развитием
физических качеств и координационных способностей, коррекцией и компенсацией
двигательных нарушений, оказало положительное влияние не только на приобщение к полезной для здоровья деятельности, но
и существенно изменило их физический статус.
Возникшие
сложности:
1.
Для
отработки необходимых навыков и закрепление результатов представленных в
заключениях (медицинское, тестирование) необходимо увеличение продолжительности
программы, не менее 6 месяцев.
2.
Для
улучшения и закрепления результатов, необходимо специализированное
оборудование, которое будет работать в комплексе развития физических навыков, развитие
мускулатуры, что является незаменимым при ликвидации последствий травм и при
заболевании ОДА.
3.
Одной
из проблем встала, погружение в чашу бассейна, в связи с неприспособленностью
спуска (поднятия) под данную категорию людей.
4.
Определенную
проблему создает не приспособленность помещений, при раннем вводе в
эксплуатацию, для инвалидов колясочников, а желание посещаемость данной
категории имелось.